Приморское региональное отделение
Вступить в региональное отделение ДР

Архив событий

16 Мая 2018

Экономика «восточного вектора» получила очертания

Теперь ей нужны методичность и стабильность. И меньше необоснованных проверок

Экспертный круглый стол на тему «Рост инвестиций на Дальнем Востоке» прошел в Москве в рамках подготовки к IV Восточному экономическому форуму. Представители Минвостокразвития, институтов развития и бизнес-сообщества обсудили инвестиционную привлекательность региона, а также совершенствование механизмов, которые призваны обеспечить приток сюда новых инвесторов.

Насколько успешны инициативы, которые ежегодно обсуждаются в рамках ВЭФ? Какова сегодняшняя результативность хозяйственных проектов ТОР, свободного порта Владивосток и «Дальневосточного гектара» в рамках реализации политики «разворота на Восток»? На эти и другие вопросы отвечает председатель Приморского отделения «Деловой России», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального штаба Общероссийского народного фронта Алексей Тимченко. 


Инвесторы идут. Даже издалека


– Алексей Павлович, с прошлого ВЭФ прошло восемь месяцев. О каких экономических результатах уже можно говорить? И, кстати, осуществляются ли какие-либо проекты первого и второго ВЭФ?


– Если говорить про общие тренды, то они в целом позитивны. Давайте не будем забывать о том, что ВЭФ по форме – это не ярмарка, где совершаются моментальные покупки либо краткосрочные сделки, а площадка для интеграции делового сообщества России со странами АТР. 


Там обсуждаются направления сотрудничества либо заключаются соглашения рамочного характера, а бизнес продолжает работать над их реализацией уже вне рамок форума. И конкретные результаты есть. Ведь, повышая узнаваемость нашей территории в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мы автоматически привлекаем внимание потенциальных инвесторов, причем даже из стран, которые не слишком-то и близко от нас расположены. 


  Вот, например, крупная австралийская компания собирается за три года вложить 8 млн долларов в реализацию большого сельскохозяйственного проекта в Приморье – речь идет о выращивании зерновых и бобовых культур, прежде всего кукурузы и сои. И первые средства уже пошли. Предполагается создание соответствующей инфраструктуры: строительство промышленного зернохранилища (чего в Приморье не делалось с советских времен), ферм по выращиванию крупного рогатого скота и других сельхозобъектов. Это как раз один из практических результатов. 


В этом году на Дальнем Востоке зафиксирован 17-процентный рост объема инвестиций в основной капитал. Есть и определенная детализация: объемы строительства выросли на 9,2 %, промышленного производства – на 2,2 %, сельского хозяйства – на 8,2 %, наблюдается рост и в других отраслях. Прорыв обеспечили не государственные, а именно частные инвестиции. 


В целом по федеральному округу реализуется 1280 инвестиционных проектов на общую сумму более 3,8 трлн рублей частных вложений. Открыто 108 новых предприятий с общей суммой инвестиций 123 млрд рублей. Лидеры здесь – нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аквакультура, лесная отрасль и туризм. 
На экспорт и для себя 


– Наиболее значимые для России проекты, которые обсуждали на всех трех ВЭФ, – это судостроительный завод «Звезда», будущий нефтехимкомбинат (ВНХК) «Роснефти», транспортные коридоры «Приморье», транзит китайских грузов через наши порты, новые объекты животноводства. Они как-то себя уже проявили?


 – Крупные хозяйственные проекты с государственным участием – это очень важно, но тут много нюансов. Прежде всего нужно оценивать влияние экономической мировой конъюнктуры, которую обязательно просчитывают «Роснефть», «Газпром» и другие титаны национальной экономики. Это естественно, и это вызывает корректировки проектов, определенные задержки, не говоря уже о том, что сами эти проекты глобальные, предусматривающие строительство технически сложных и уникальных сооружений, многочисленные согласования и так далее. 


Например, уже заявлено, что проект ВНКХ под Находкой скорее всего будет переформатирован с исключительно экспортных целей на создание производства по переработке нефтепродуктов для получения бензина класса ЕВРО-5 в объемах свыше 1 млн тонн в год, а также иной продукции, такой как этилен и пропилен. Это так называемое промежуточное сырье, которое в дальнейшем используется для производства пластиков и тому подобной массовой продукции. И ориентируемся мы прежде всего на Китай, хотя это может быть интересно и для внутреннего потребления. Традиционная нефтеперегонка, которая планировалась первоначально, уступает место нефтехимии. Теперь задумывается производство продукции с высокой добавленной стоимостью, это в том числе и следствие мирового экономического кризиса и падения цен на сырую нефть. По имеющимся данным, первой очередью будет как раз нефтехимия, а второй – нефтеперегонка.


Аналогично и со «Звездой», там даже появился план по строительству сталелитейного производства на юге Приморья для изготовления металлопродукции для судостроения (поскольку технически сложно провезти по Транссибу и БАМу стальные блоки корпусов будущих судов), но пока новых данных об окончательном решении нет. Так что проекты эти не забыты, находятся в работе. Конечно, хотелось бы, чтобы практическая реализация началась быстрее. 


Палки в колеса


– С какими проблемами сталкиваются инвесторы?


– Если говорить о том, что мешает развитию данных проектов, то, как выяснилось, для них, как и для российского бизнеса в целом, проблемой стало проведение чрезмерного количества проверок контролирующими органами. Иными словами, необоснованная фискальная нагрузка. Парадокс: создаем уникальные для страны правовые и экономические режимы для бизнеса и инвесторов и тут же начинаем «причесывать» их проверками, предписаниями, штрафами. 


Прокуратура края выявила 13 случаев незаконных проверок контролирующими органами резидентов ТОР. Основные структуры-нарушители – Государственная инспекция труда, краевые управления Роспотребнадзора и МЧС России. Среди частых нарушений – факты проверок резидентов без согласования с Минвостокразвития и проведение внеплановых проверок дольше предусмотренных законом пяти дней.


Кстати, есть определенный процесс оттока из ТОР отдельных бизнес-структур, по поводу которого появляются негативные публикации в СМИ. Касается это в целом всего Дальнего Востока, но Приморского края – в меньшей степени. Так, по имеющимся сведениям, два довольно крупных резидента отказались от реализации логистического проекта в регионе и проекта по выпуску рыбного филе. Причина там, по сути, везде одна: бизнес не нашел устраивающих его по условиям заемных средств, и это естественно, учитывая нынешнюю политику отечественных банков и рецессию в экономике. Тем не менее в целом тренд движения по пути развития (пусть и постепенного) сохраняется…


– Как обстоят дела с созданием научно-технологично-рекреационного ТОР на острове Русском?


– Это вопрос в большей степени к Минвостокразвития. Насколько известно, там пока речь идет об архитектуре будущего технопарка – необходимо ведь не просто его создать, но и сделать так, чтобы выпускаемая продукция была востребованной в стране и за рубежом. 


Создание «дальневосточной Кремниевой долины» – дело, в общем-то, достаточно непростое, тем более что главным результатом должны быть технологии или наукоемкая продукция. Это тот сегмент мирового рынка, в котором мы только пытаемся начинать завоевывать свою нишу. 


Инфраструктура вам в помощь


– И самый главный, пожалуй, вопрос: ощутили ли местные жители результаты проделанной работы? А если результатов нет, то почему: время не подошло, денег нет или проекты голословные?


– Ну смотря что рассматривать в качестве результатов. Сегодня в Приморье созданы четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень» и «Нефтехимический». Всего, по предварительным расчетам властей, ТОРы должны дать около 50 тысяч новых рабочих мест в крае, около 11 тысяч – в пределах Владивостока. Тут есть, кстати, выгода для каждого муниципалитета, поскольку налог на доходы физлиц идет в местный бюджет, а значит, при таком сценарии автоматически появятся дополнительные возможности развития тех городов и районов, к которым привязаны ТОРы. Например, мэр Владивостока Виталий Веркеенко уже подсчитал, что до 500 млн рублей можно получить в бюджет города доходов с НДФЛ от резидентов СВП, если все будет работать так, как задумано. 


Конечно, пока этого нет, но сразу, вдруг, массово новые рабочие места и предприятия и не появятся, это процесс постепенный. На данный момент деятельность в качестве резидентов ТОР в крае осуществляют 58 компаний. Если говорить о производствах, которые будут создаваться с нуля, то там пока очевидных, показательных результатов не так много. Но давайте не будем забывать, что в режим ТОР вошли и многие уже действующие компании. Для них условия работы стали лучше, а значит, и их производительность, и значение для региона растет. 


Если же говорить о работе по созданию новых площадок, то и тут есть определенные результаты. Ведь создается инфраструктура, строятся дороги, прокладываются инженерные сети, а это работа компаний из реального сектора экономики, это рабочие места, налоги, заказы и так далее, то есть оборот капитала. Для инвесторов на Дальнем Востоке сейчас строится более 170 объектов инфраструктуры за счет государства, то есть инвесторам они предоставляются бесплатно. И это тоже вливание денег в экономику региона, причем весьма существенное. На реализацию мероприятий по созданию объектов инфраструктуры для ТОР предусмотрено свыше 12,5 млрд рублей бюджетных средств, в том числе более 4 млрд из краевого бюджета. Дальше пойдут уже частные инвестиции, а значит, заказы от бизнеса, то есть это продолжение истории с ростом оборота в региональной экономике. 


Ну вот, к примеру, упомянутая «Звезда» – масштабный проект, куда вложены большие средства. Там идет строительство как самой верфи, так и сопутствующей инфраструктуры – служебного жилья, и это хорошо. Более того, планируется ввести льготную ипотеку в рамках данного проекта, и это хороший экономический рычаг. Но кадры-то мы туда завозим из других регионов! Где наши вузы и ссузы, где расчет и прогноз развития рынка труда и подготовка своих кадров? Это же ведь очевидный ресурс развития региона, повышения занятости, над этим надо системно работать. 


Поэтому сила реализации проектов в рамках «восточного вектора» – в постоянстве и стабильности. Раз принято решение развивать эти проекты, это нужно делать методично, только так мы сможем добиться успеха. И созданная под ТОРы и гектары инфраструктура, как своеобразный скелет, «обрастет мясом» в виде конкретных производств. Иными словами, экономика «восточного вектора» должна базироваться на стабильности продвижения проектов.

Фото – Глеб Ильинский

Источник: https://vladnews.ru