Приморское региональное отделение
Вступить в региональное отделение ДР

Архив событий

26 Февраля 2021

Платформа для малого и среднего бизнеса важна прежде всего для анализа информации о положении дел – делороссы Приморья

Минэкономики до конца 2021 года планирует запустить цифровую экосистему поддержки малого и среднего предпринимательства — компании смогут получить господдержку и необходимые им услуги по принципу «одного окна» на базе платформы этого министерства. Об этом сообщило деловое издание «Коммерсант». Платформа будет формировать «цифровой профиль» компаний на базе государственных и коммерческих источников для более эффективной поддержки бизнеса в зависимости от его состояния и потребностей — обещано, что система будет «сопровождать» предпринимателей по мере их роста. Ожидается, что такая консолидация данных о поддержке МСП в одной точке обеспечит правительство знанием о степени эффективности оказываемой помощи.

Минэкономики готовит запуск экосистемы поддержки МСП на базе цифровой платформы предоставления услуг и дистанционного получения мер поддержки. Предполагается, что такая платформа упростит получение услуг малым бизнесом и станет площадкой для акселерации компаний за счет адресного подбора инструментов поддержки и необходимых сервисов. Платформа уже запущена в тестовом режиме: на ней доступен каталог из 197 услуг и мер поддержки, зарегистрированные предприниматели уже получили 31 тыс. услуг.

Запуска цифровой платформы в 2020 году требовал обновленный нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП): он обещает механизм адресного подбора мер поддержки, а также их проактивное одобрение. Для этого Минэкономики предусмотрело формирование на базе платформы «цифрового профиля» получателей господдержки — индекса «цифровой репутации». Он будет формироваться из трех блоков данных. Первый блок (официальные источники) не потребует участия субъекта МСП: после регистрации будут подгружены данные из других государственных систем. Второй блок (коммерческие источники) пополнится данными банков, маркетплейсов, бюро кредитных историй, порталов недвижимости, соцсетей. В третьем блоке бизнес сможет сообщить о своих операциях, запросах и то, какими услугами он пользовался.

Данные о состоянии бизнеса будут использоваться для его акселерации — так, платформа сможет предлагать подсказки о дальнейших шагах для развития. Де-факто правительство создает систему госсопровождения малого бизнеса на всем жизненном цикле.

Сейчас платформа уже интегрирована с ФНС в части единого реестра МСП (ведется работа по интеграции с недавно запущенным ФНС реестром получателей господдержки). К экосистеме уже подключились несколько банков, образовательных платформ и электронных торговых площадок. Так что с 2021 года МСП и самозанятые могут оформить кредит через платформу, получить образовательные услуги и отслеживать госзакупки. В планах Минэкономики запуск налоговых сервисов (например, оплата в режиме «одного окна»), сервисов для экспортеров, целевым при этом является развитие суперсервисов — пакетных решений для малого бизнеса в зависимости от типовых ситуаций. Для этого платформа будет интегрирована с сервисами министерств, оказывающих поддержку МСП (Минсельхоз, Минпромторг), банковского сообщества, а также институтов развития в сегменте МСП (Российский экспортный центр, Корпорация МСП).

Ожидается, что сервисный подход облегчит деятельность компаний и поспособствует восстановлению малого бизнеса после потрясений коронакризиса — за счет упрощения взаимодействия с государством и облегчения доступа к господдержке.

Делороссы Приморья считают, что появление «цифровых профилей» для малого и среднего предпринимательства может быть значимым и на региональном уровне, прежде всего позволяя обобщать практику работы целого сектора экономики, который согласно приоритетам национального развития должен стабильно развиваться.

«В нынешних условиях сфера МСП действительно находится в сложных условиях – дорожают арендные ставки, топливо, комплектующие, существенно сказывается и падение реальных доходов населения и соответственно покупательской способности. В рамках Приморского края мы уже видим, что 2020 год наиболее сильно сказался на сфере услуг, туризме, транспортных перевозках. В связи с этим стремление с помощью цифровых технологий обобщать данные о жизненном цикле и потребностях МСП – актуальная задача. Тут главное значение будет иметь практика принятия решений органами власти по наиболее проблемным точкам в указанной сфере хозяйственной деятельности. Эксперты «Деловой России» имеют хорошую практику подобной работы, к примеру, в рамках институтов поддержки бизнеса Владивостока по нашей инициативе создан фронт-офис, работающий со строительными компаниями. В режиме «одного окна» там можно получить актуальные сведения, на основании которых застройщики планируют свою работу. С другой стороны, такое «окно» дает хорошие возможности и органам власти – прежде всего они видят наиболее проблемные сферы, где у бизнеса наибольшее количество вопросов либо которые вызывают наибольшие проблемы в части принятия каких-то решений – например получения разрешений, согласований и так далее. Поэтому и в сфере МСП такая статистика поможет смотреть на происходящее новым взглядом, тем более если профильные органы власти будут делать выгрузку данных по регионам и обсуждать эти показатели с бизнесом, прежде всего с ведущими бизнес-объединениями, это даст новые возможности снятия административных барьеров…» - отметил сопредседатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Григорий Тимченко.