Приморское региональное отделение
Вступить в региональное отделение ДР

Архив событий

16 Апреля 2021

Улучшение снабжения топливом региона это стратегическая задача в развитии экономики – делороссы Приморья

Эксперты Приморского регионального отделения «Деловой России» считают стратегически важной задачу улучшения снабжения топливом региона. «Топливный кризис» на АЗС Дальнего Востока, который случился в конце 2020 – начале 2021 года и продолжился дальнейшим «ползучим» ростом цен, в очередной раз показал уязвимость региона перед угрозой дефицита топлива. 9 апреля в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России пояснили, что рост цен на топливо в 2021 году связан с целым рядом факторов, в том числе с ограничением добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и морозами.

Актуальность проблемы отмечают власти, есть даже предложения построить на Дальнем Востоке дополнительный нефтеперегонный завод. Так, Дальнему Востоку необходим еще один нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), чтобы защититься от топливного дефицита, отметил недавно полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев. По его мнению, НПЗ на Дальнем Востоке надо строить еще один новый дополнительный, создать специальную преференциальную оболочку для строительства нефтеперерабатывающего завода. На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" и "Хабаровский". «Сегодня дефицит топлива — порядка 2 млн тонн в год. Надо — 6 млн тонн, производится — 4 млн тонн. И вот эти 2 млн тонн, завозимые более всего по железной дороге, — это большая проблема. Потому что, во-первых, не обеспечить ритмичность, во-вторых, не обеспечить конкурентную цену», - отметил Юрий Трутнев. На данный момент в Приморском крае находится более 300 АЗС, на которых осуществляется розничная торговля автомобильным топливом. На разных уровнях разговоры о возможности строительства Нефтеперегонного завода в Приморском крае ведутся с 2012 года, однако до сих пор такое решение не принято.

По мнению экспертов Приморского регионального отделения «Деловой России» решение проблемы лежит в плоскости применения комплексных мер, в том числе увеличения объемов топлива, которые будут реализовываться через топливную биржу производителями розничных нефтепродуктов.

«Сама по себе проблема снабжения топливом является весьма значимой для региона. Перебои с поставками, как показал опыт последних лет, могут носить как сезонный характер, так и быть связанными с определенными сложностями с реализацией автомоторного топлива, когда производители используют «качели» между поставками своей продукции на экспорт или на внутренний рынок в зависимости от выгоды в конкретный момент. Дело в том, что Дальневосточный федеральный округ это около 40% всей территории страны, при этом плотность населения здесь небольшая, и подавляющее большинство населенных пунктов соединяются автомобильными дорогами как основной системой транспортных коммуникаций. В таких условиях автомобильный транспорт является доминирующим видом логистики в пределах региона, актуальности этому добавляют транспортные системы, связанные с внешнеэкономической деятельностью – морские порты, автомобильные пункты пропуска на российско-китайской границе. Все это работает в связке с автомобильным транспортом. Поэтому наличие моторного топлива и цена на него в розничных сетях региона напрямую отражается на реальном состоянии экономики и уровне жизни населения, поскольку в стоимости практически любого товара или услуги заложена «топливная составляющая». В таких условиях нужно как можно больше внимания уделять доступности топлива, это однозначно. Вместе с тем, решение проблемы лежит в комплексном подходе – это и строительство НПЗ, и увеличение поставок топлива всех производителей на биржевые торги, что поможет сдерживать цены на основе рыночного закона «спроса-предложения». Вообще, вопрос увеличения объемов переработки нефти в пределах региона и сокращение «транспортного плеча» доставки бензина и дизельного топлива до АЗС Дальнего Востока - это задача стратегическая, учитывая перспективы интеграции региона в хозяйственно-экономическое сотрудничество со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Любое из проявлений такого сотрудничества, будь то увеличение въездного туризма, рост транзитного грузопотока через территорию Приморья, открытие здесь новых предприятий и производств, напрямую связано с транспортной автомобильной логистикой. Поэтому данному аспекту проблемы необходимо уделить больше внимания, тем более что строительство НПЗ как технологически сложного и экологически опасного объекта это задача сложная, требующая серьезных капитальных вложений и минимум нескольких лет активной работы…» - отметил сопредседатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Григорий Тимченко.